*** USS Gambier Bay CVE-73 ***
Об истории корабля
Выпуск авианосцев этого типа был вызван необходимостью
насыщения флота США большим количеством недорогих авианесущих кораблей. В начале
1942 года Генри Дж. Кайзер (владелец одноименной судостроительной компании)
обратился к флотскому руководству с предложением о строительстве на базе
быстроходных коммерческих судов и танкеров таких авианосцев. При этом он обещал,
что строительство будет осуществляться небывалыми темпами – до 50 шт за один год
при согласовании соответствующего упрощенного проекта. И Кайзер получил такой
контракт. Работы начались в 1943 году. До конца года было запланировано успеть
сдать 18 авианосцев этого класса, что и было сделано. Но Кайзер не только
выполнил план, но и выдал «на гора» сверхплановый авианосец CVE – 73 «Гамбиер
Бэй», получивший, поэтому прозвище «Бонус Бэби». Этот авианосец был полностью
готов за 171 день. В принципе, корабли данного типа должны были сопровождать
конвои в Атлантике или заниматься подобной деятельностью, но т.к. морское
командование решило применить их иначе, то «Гамбиер Бэй» и еще несколько его
«одноклассников» направились на Тихоокеанский театр боевых действий.
Активно начал принимать участие в боевых действиях на Тихом
океане с июня 1944 года.
Участвовал в ряде операций. Но известность он получил в день своей гибели
25.10.1944 года, когда вступил в бой с флотом адмирала Куриты. Вместе с «Гамбиер
Бэем» были еще два эскортных авианосца и четыре эсминца.
В 6:40 авианосец получил сообщение о приближении крупных
кораблей противника, а в 6:45 развернулся против ветра и начал поднимать свои
самолеты, включив дымовые генераторы для постановки завесы. Самолеты с авианосца
атаковали японские корабли, не имевшие авиационной поддержки, но японцы, имея
огромный перевес в силах (в составе эскадры был и линкор «Ямато») и скорости
хода приблизились и открыли артиллерийский огонь по американским кораблям.
Гамбиер Бэй получил первое попадание в 7:10, а в 8:11 на нём
начался пожар, в 8:50 команда получила приказ покинуть корабль. Авианосец
скрылся под водой в 9 часов 11 минут в шести милях от острова Самар.
******************
Краткий исторический экскурс (2).
Авианосец Gambier Bay CVE-73 класс «Касабланка» построен в
1943г компанией Kaiser Company, Inc 'S, верфь на реке Колумбия в Ванкувере.
Корабль стал 19 авианосцем данного класса по счёту в 1943 г, и первым
сверхплановым за что получил прозвище «корабль-бонус».
Принимал участие в транспортных и десантных операциях ВМФ США на Тихо-океанском
ТВД.
Как ни прискорбно, но известность кораблю принесла его гибель. 25 октября 1944
года в составе группы TG77.4 под командованием контр-адмирала Томаса Спрегью,
располагаясь у входа в залив Лейте, восточнее острова Самар Gambier Bay оказывал
авиаподдержку десанту. В 6:40 утра американские наблюдатели обнаружили
приближение крупного соединения вражеских кораблей. Эскортные авианосцы поставив
дымовую завесу попытались скрыться от противника одновременно поднимая в воздух
ударную группу самолётов. Три эсминца типа «Флетчер» бросились в контратаку. Не
смотря на принятые меры тихоходные эскортники попали под арт огонь тяжёлых
крейсеров японского флота. Gambier Bay получив несколько попаданий потерял ход,
на полетной палубе возник пожар, в 8:50 капитан отдал приказ покинуть обреченный
корабль, в 9:11 USS Gambier Bay CVE-73 скрылся в водах залива.
Вот модель в масштабе 1:350
На главную ... Вернуться в Стендовые модели