##### *** #####
Prinz Eugen
Тяжёлый крейсер «Принц Ойген»
Третий германский тяжёлый крейсер, получивший литерное обозначение "J", заказан 16 ноября 1935 года. Закладка киля состоялась 23 апреля 1936 года на заводе Круппа Germaniawerft в Киле. 22 августа 1938 года корабль был спущен на воду и вошёл в строй 1 августа 1940 года. Своё имя крейсер получил в честь Евгения Савойского, известного австрийского полководца. До этого это имя носил линкор ВМС Австро-Венгрии типа «Вирибус Унитис». Кроме того, в честь этого же исторического персонажа был назван современный "Принцу Ойгену" лёгкий крейсер Королевских ВМС Италии. Название германскому кораблю присвоили из политических соображений: тем самым подчеркивалось, что вошедшая в состав Третьего Рейха Австрия является полноправным членом "империи немцев".
Тяжёлый крейсер «Принц Ойген» — третий тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер» и единственный построенный по модифицированному проекту. Участвовал во многих морских операциях Второй Мировой Войны, в том числе в сражении в Датском проливе в мае 1941 года совместно с линкором «Бисмарк», прорыве германских кораблей через Ла-Манш в феврале 1942 года и боевых действиях против наступающих советских войск на Балтийском побережье в 1944 - 1945 годах.
После капитуляции Германии тяжелый крейсер находился в столице Дании Копенгагене.
По условиям Потсдамского
соглашения корабль переходил Соединённым Штатам. После перевода корабля в Бремен
5 января 1946 года он официально поступил в состав флота США (хотя не как боевой
корабль, а в качестве "испытательного судна IX-300". В командование "Ойгеном"
вступил последний его командир, капитан 1 ранга флота США А. Граубарт, по иронии
судьбы, происходивший из семьи немецких эмигрантов.
Корабль был переведён в США, в Бостон, в начале 1946 года. Там в течение
полутора месяцев его скрупулёзно исследовали флотские специалисты и инженеры,
сделав множество фотографий. Также во время стоянки в Бостоне на берег было
вывезено всё артиллерийское, радарное и гидроакустическое оборудование, а также
два орудия их носовой башни ГК, две спаренных 105-мм установки и несколько
легких зениток. 10 марта "IX-300" покинул Бостон и через Панамский канал достиг
Сан-Диего. Бывшему крейсеру предстояло участвовать в испытаниях ядерного оружия
на атолле Бикини вместе с рядом других трофейных кораблей и списанных единиц из
состава ВМС США. Перед переходом через Тихий Океан корабль прошёл докование, а
11 мая вышел в главную базу американского Тихоокеанского Флота Пёрл-Харбор. Там
он вместе с американскими тяжелыми крейсерами "Пенсакола" и "Солт-Лейк-Сити",
также назначенными к испытанию ядерным оружием, составил 23-ю дивизию крейсеров.
С 3 по 9 июня 1946 года в сопровождении океанского буксира "Сиу" бывший "Принц
Ойген" добрался до атолла, преодолев 2100 миль пути.
Испытания ядерного оружия и гибель корабля
Подробное описание последних мгновений жизни корабля, подвергшегося воздействию
ядерного взрыва, дает историк В. Кофман в своей книге "Тяжёлые крейсера типа
"Адмирал Хиппер":
По диспозиции первого испытания (надводный взрыв ядерной бомбы, сброшенной с
самолета; условное обозначение "Эйбл"), состоявшегося 1 июля 1946 года,
германский тяжелый крейсер находился в 8-10 кабельтовых от эпицентра. Его
повреждения оказались незначительными, только с борта, обращенного к взрыву,
ударной волной полностью содрало краску. Второй, подводный взрыв ("Байкер")
нанес более существенный ущерб. Часть листов обшивки оказалась вдавленной, и
корабль принял некоторое количество воды, но не затонул и не имел никакого
крена. Удивленные американцы отбуксировали его на Кваджалейн, предполагая
использовать для дальнейших испытаний. Однако к этому времени стальной корпус
стал настолько радиоактивным, что его дезактивация в течение нескольких месяцев
представлялась невозможной. Многострадальный крейсер вновь поставили в качестве
"мальчика для битья" при третьем атомном взрыве ("Чарли"). Хотя и на этот раз он
остался на плаву, отсутствие команды и какой-либо борьбы за живучесть привело к
постепенному затоплению одного помещения за другим. 21 декабря оставшиеся насосы
перестали справляться с поступающей водой, корпус накренился, и иллюминаторы
оказались ниже поверхности моря. Американцы попытались спасти корабль, выбросив
его на берег острова Карлос, но на следующий день последний из германских
тяжелых крейсеров опрокинулся и затонул на рифах о-ва Кваджалейн, где и остается
в настоящее время.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Prinz_Eugen_(1938)
На главную ... Вернуться в Стендовые модели