*** MOGAMI  JAPANESE AIRCRAFT CARRYING CRUISER  *** 

Тяжелые крейсера типа "Могами"



  вступивший в силу в 1930 г. Лондонский морской договор прервал в японии линию развитию "официальных" "вашингтонских" крейсеров — с введением в строй четырех единиц типа "такао" лимит на постройку кораблей с 203-мм артиллерией был исчерпан (как и для большинства подписавших итоговый документ стран). В то же время этот договор породил новый подкласс крейсеров (так называемый "класс в") с артиллерией калибром не выше 155 мм. Их постройка также была связана ограничениями по суммарному тоннажу, однако путем разнообразных ухищрений япония получила возможность на вполне законных основаниях построить до 1936 г. (срок окончания действия договора) некоторое число крейсеров суммарным стандартным водоизмещением не выше 50 955 т. Генеральный штаб посчитал, что для оптимального использования этого тоннажа необходимо заложить четыре корабля по 8500 т, а затем еще два по 8450 т.

Четыре 8500-т крейсера (будущие типа "Могами") были включены в 1-ю программу замещения флота 1931 г. Проектирование велось на основе документации «усовершенствованного типа "Такао"» — тяжелых крейсеров, намеченных к постройке, но так и не заложенных из-за подписания лондонского договора. В соответствии с требованиями генерального штаба, новые крейсера должны были иметь 15 155-мм орудий в пяти трехорудийных башнях с углом возвышения 75° и четыре строенных поворотных 610-мм торпедных аппарата на верхней палубе. Требования по защите в основном повторяли предъявляемые к предшествующим крейсерам с 203-мм артиллерией (защита погребов от 203-мм, а эу — от 155-мм снарядов). Скорость определялась еще более высокой — 37 уз. Особо оговаривалась возможность быстрой замены 155-мм башен на двухорудийные башни с 203-мм орудиями.

Еще более жесткие, по сравнению с предъявляемыми к 10 000-т крейсерам, требования не оставляли надежды на возможность уложиться в объявленное 8500-т стандартное водоизмещение. Несмотря на максимальное облегчение корпуса (за счет сварки), в подготовленном летом 1931 г. Проекте эта величина составляла уже 9500 т.

Внешне корабли типа "Могами" отличались от своих предшественников объединением всех дымоходов в одну массивную трубу и иным расположением башен главного калибра в носовой группе.

Особенностью системы бронирования крейсеров типа "Могами" стала плоская (в отличие от изогнутой на предшествующих типах) противоторпедная переборка, конструктивно являющаяся продолжением броневого пояса. Угол наклона 100-мм пояса (по нижней кромке — 65 мм) составлял 20°. По верхней кромке птп имела толщину 65 мм; опускаясь до двойного дна, она утоньшалась до 25 мм. В районе погребов боезапаса толщина пояса и птп возрастала до 140 мм (по ватерлинии), утоньшаясь в районе двойного дна до 30 мм. Общая длина пояса по ватерлинии равнялась 110,5 м.

Броневая палуба в районе эу имела толщину 35 — 60 мм (на скосах), погреба закрывала 40-мм нижняя палуба.

Уже в процессе постройки в проект был внесен ряд изменений, призванных улучшить параметры остойчивости. Причиной этому послужила трагедия с миноносцем
"Томодзуру", опрокинувшимся в марте 1934 г. Именно из-за недостаточной остойчивости. На всех четырех кораблях уменьшили высоту надстроек, ликвидировали предусмотренный первоначально ангар для гидросамолетов. Кроме того, на еще находящихся на стапелях "Судзуя" и "Кумано" уменьшили межпалубную высоту и сократили число пк с 10 до 8.

При испытаниях головного "Могами" оказалось, что корпус корабля слишком слаб и на маломальском волнении его "ведет". Несмотря на проведенный ремонт, вскоре после вступления в строй "Могами" и "Микума" попали в тайфун, получив столь серьезные повреждения корпусов, что руководством флота был поставлен вопрос о необходимости модернизации проекта. Достройку "Судзуя" и "Кумано" приостановили.

После изучения характера и причин повреждений кораблей летом 1936 г. Разработали проект модернизации: большинство сварных соединений в высоконагруженных узлах связей заменялись на клепку; усиливались продольные связи; для увеличения поперечной остойчивости устанавливались большие були поверх имеющихся. Ширина корпуса по ватер­линии при этом возросла с 18 до 19,2 м, а наибольшая — до 20,2 м. Стандартное водоизмещение увеличилось до 11 200 т. Скорость снизилась до 35 уз. Кроме того, временно смонтированные на "Могами" и "Микума" 120-мм/45 орудия заменялись на штатные спаренные 127-мм/40 установки, а легкое зенитное вооружение дополняли 4x2 25-мм автомата и 2 х 2 13,2-мм пулемета.

На "Могами" и "Микума" модернизация продолжалась до 1938 и 1937 гг. Соответственно, а на "Судзуя" и "Кумано" она совпала с достройкой.

В 1939 — 1940 гг. Все четыре крейсера прошли перевооружение на 203-мм орудия, предусмотренное еще на стадии проектирования.

В апреле 1942 г. На "Судзуя" и "Кумано" сняли 13,2-мм пулеметы, а число 25-мм автоматов довели до 20 стволов (4 х 3 и 4 х 2).

В январе — апреле 1944 г. На "Могами", "Судзуя" и "Кумано" дополнительно установили по 8 х 1 25-мм автоматов.

В конце июня 1944 г. На "Могами" число 25-мм автоматов достигло 60 стволов (14 х 3 и 18 х 1), на "Судзуя" — 50 (8 х 3, 4 х 2 и 18 х 1) и на "Кумано" — 56 (8 х 3, 4 х 2 и 24 х 1).
 



Гидросамолеты — разведывательные монопланы типа 0 (е13а1, «jake») и наблюдательные бипланы типа 0 (f1м2, «pete») обслуживаются на кормовой самолетной палубе японского тяжелого крейсера «Могами» после перестройки 1942—1943гг.
После мидуэйского сражения было принято решение о перестройке крейсера «Могами» с целью увеличения количества носимых гидросамолетов для расширения разведывательных возможностей. Эта переделка включала, кроме усиления зенитного вооружения и установки радара, модификацию кормовой части корпуса, в том числе: башни №4 и №5 (последняя была разрушена 7 июня) вместе с кормовым постом уао гк сняли, а погреба приспособили для хранения авиабомб и цистерн с авиабензином. Самолетную палубу продлили в корму и оборудовали рельсовой системой для хранения 11 гидросамолетов (по 5 на борт и один на поворотной платформе под краном) и их быстрой подачи к двум катапультам, которые могли выпустить всю авиагруппу за 30 минут.

5 ноября 1943 поврежден американской палубной авиацией. Ремонт — до середины февраля 1944 г. Ночью 25 октября 1944 в бою в проливе суригао тяжело поврежден артогнем американских крейсеров, на следующий день получил новые повреждения, нанесенные американской палубной авиацией, а также в результате столкновения с крейсером "начи".
 

 

Модель корабля, масштаб 1:350, Тамия

 

 

На главную  ...  Вернуться в Стендовые модели

 

 

 




 

 

Hosted by uCoz