### Немецкий линкор Scharnhorst, 1943год. ###
«Шарнхорст» («Scharnhorst») — немецкий линкор (иногда линейный крейсер) Второй мировой войны, названный в честь генерала и реформатора Прусской армии Герхарда фон Шарнхорста и в память о крейсере Первой мировой войны «Шарнхорст», потопленного в сражении при Фолклендских островах в декабре 1914. Потоплен силами британского флота 26 декабря 1943 у мыса Нордкап в Норвегии.
Конструкция
Корабль был построен в Вильгельмсхафене, Германия, спущен на воду 3 октября 1936, стал в строй 7 января 1939 года. После первых испытаний в середине 1939 года, корабль был модифицирован, на нём была установлена новая грот-мачта, расположенная ближе к корме, а прямой форштевень был заменён «атлантическим», чтобы улучшить мореходность. Однако с самого начала карьеры боем с «Ринауном» «Шарнхорст» испытывал проблемы с заливанием носовой части. . Очень мало моряков добровольно пошли служить на «Шарнхорст». Большинство членов экипажа были переведены с других судов. Это было вынужденная мера, так как моряки думали что корабль был проклят ещё при постройке. Когда его корпус собирали в сухом доке, «Шарнхорст» завалился на бок, убив от 60 до 70 рабочих. После этого мать одного из убитых рабочих прокляла корабль[источник не указан 568 дней]. Последующие инциденты только укрепили этот слух. В день спуска на воду корабль сорвался со швартовов и соскользнул в воду, где протаранил крейсер, выбывший из строя на несколько месяцев. Инцидент так и не был расследован до конца. Всего за несколько месяцев до своей гибели, во время плавания в одном из норвежских фьордов, радар корабля не справился с густым туманом и Шарнхорст таранил немецкий лайнер, использовавшийся для перевозки солдат. Хотя сам Шарнхорст почти не пострадал, лайнер выбыл из строя на несколько месяцев.
Начало войны
Первой боевой операцией Шарнхорста было
патрулирование прохода между Исландией и Фарерскими островами в конце ноября
1939 совместно с Гнейзенау, где они потопили английский вооружённый транспорт
Rawalpindi. Весной 1940 Шарнхорст и Гнейзенау обеспечивали вторжение в
Норвегию(Операция Weserübung). 9 апреля 1940 вблизи Норвегии они встретились в
бою с английским линейным крейсером Renown, британец и Гнейзенау нанесли друг
другу незначительные повреждения, Шарнхорст же пострадал от стихии. В заливаемой
башне «Антон» (1я главного калибра) произошло замыкание в цепях электроприводов
подачи боеприпаса, башня вышла из строя. Кроме того из-за необходимости держать
полный ход получила повреждения правая машина Шарнхорста, но немцам всё же
удалось оторваться от устаревшего британского крейсера. Шарнхорст и Гнейзенау
потопили британский авианосец Glorious и его эскорт: эсминцы Acasta и Ardent, 8
июня 1940 года, около 64 градусов севернее Норвегии. Во время боя Шарнхорст был
поврежден торпедой с Acasta, были убиты 50 моряков и поврежден левый гребной
вал. Вскоре из-за затопления пришлось выключить и среднюю машину. Были затоплены
погреба башни «Цезарь» (3я главного калибра). 13 июня на стоявший в гавани
Шарнхорст совершили налет пикировщики Blackburn Skua с авианосца Ark Royal.
Налет был неэффективным: из 15-ти самолетов 8 были сбиты, лишь одна бомба попала
в цель и даже она не взорвалась.
Из-за полученных 8 июня повреждений Шарнхорст был отправлен в сухой док в
Киле, где и пробыл до конца 1940 г. В конце декабря
1940 Шарнхорст и Гнейзенау попытались прорваться сквозь британскую блокаду и
выйти на североатлантические торговые пути, но были вынуждены повернуть назад
из-за поломки Гнейзенау.
Рейд в Атлантику
С 22 января по 22 марта 1941 «Шарнхорст» и «Гнейзенау» действовали в Атлантике под руководством адмирала Гюнтера Лютьенса. 3 февраля они прошли Датским проливом и на следующий день достигли южной оконечности Гренландии. Попытка атаки конвоя HX-106 8 февраля не удалась из-за появления британского линкора Ramillies. 12 дней спустя, 22 февраля, четыре союзных торговых корабля были замечены и потоплены восточнее Ньюфаундленда. В условиях очень слабого воздушного патрулирования этого сектора Атлантики рейдеры смогли избежать столкновения с военным флотом Великобритании. Между 7 и 9 марта они атаковали конвой SL-67, но вынуждены были отступить при появлении линкора Malaya британских ВМС. 15 марта неохраняемый конвой союзных танкеров был атакован юго-восточнее Ньюфаундленда, на следующий день ещё один смешанный конвой был обнаружен и атакован, потоплено 13 судов, из них четыре — Шарнхорстом. Это была последняя атака перед возвращением в порт Брест 22 марта. За время похода Шарнхорст потопил 8 судов, общим тоннажем в 49 300 тонн, при общем счёте группы в 22 потопленных судна и общем тоннаже в 115 600 тонн.
Прорыв через Ла-Манш
Находясь в Бресте, немецкие корабли становились целями постоянных авианалетов. В июле 1941 года «Шарнхорст» перебазировался в порт Ла-Рошель, к югу от Бреста. Предупреждённые о выходе «Шарнхорста» из порта воздушной разведкой и агентами Сопротивления, союзники были уверены в том, что это очередной рейд. Для предотвращения рейда они подняли в воздух 15 тяжёлых бомбардировщиков Галифакс ВВС Великобритании. Нанесённый бомбардировкой урон был достаточно серьёзен, чтобы вынудить «Шарнхорст» вернуться в порт Бреста для починки. Повреждения от бомбардировки, вместе с полученными во время рейдов, а также проблемы с охлаждением котлов задержали «Шарнхорст» в порту до конца 1941, когда было решено отослать «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжёлый крейсер «Принц Ойген» обратно в Германию. Так как было очень рискованно пытаться прорываться сквозь Северную Атлантику, то 11-13 февраля 1942 три больших корабля, сопровождаемые десятками тральщиков и других вспомогательных судов совершили прорыв через Ла-Манш, названный Операцией «Цербер». Англичане не были готовы к столь решительному и неожиданному прорыву, их береговая охрана не была готова остановить прорыв, а глушение английских радаров немцами не позволяло атаковать с воздуха. Однако, и Шарнхорст, и Гнейзенау были повреждены минами, Шарнхорст двумя, а Гнейзенау одной. Починка задержала Шарнхорст в доках до марта 1942, после чего он отплыл в Норвегию для встречи с линкором «Тирпиц» и другими немецкими кораблями для атаки на арктические конвои, идущие в Советский Союз. Следующие несколько месяцев были посвящены тренировкам и акклиматизации, закончившиеся бомбардировкой Шпицбергена совместно с Тирпицем.
Конец «Шарнхорста»
На Рождество 1943, Шарнхорст и несколько эсминцев под командованием
контр-адмирала Эриха Бэя вышли в море, с целью атаковать северные конвои JW 55B
и RA 55A. К несчастью для немцев, их приказы были дешифрованы английскими
криптографами и Адмиралтейство смогло заранее подготовиться. На следующий день
из-за сложных метеоусловий Бэй не смог обнаружить конвой и отправил эсминцы
южнее для поиска конвоя, оставив Шарнхорст в одиночестве. Менее чем через 2 часа
корабль наткнулся на крейсера конвоя Belfast, Norfolk, и Sheffield. Belfast
обнаружил Шарнхорст в 08:40 на расстоянии примерно 17 миль с помощью радара,
прикрывая конвой британцы сблизились с «Шарнхорстом», установили визуальный
контакт и открыли огонь, нанёсший линкору небольшие повреждения. В частности
была уничтожена носовая РЛС «Шарнхорста», что возможно послужило причиной
дальнейших проблем линкора. Считая основной целью транспорты конвоя, немец
оторвался от английскийх крейсеров, но пытаясь прорваться к транспортам снова
был ими настигнут и опять оторвался, нанеся повреждения крейсеру «Норфолк».
После второй неудачи Бэй решил прекратить операцию и возвращаться, приказ
возвращаться получили и эсминцы. Английский линкор «Дюк оф Йорк» уже находился
между «Шарнхорстом» и Норвегией, а немцы выключили кормовой радар, опасаясь
выдать себя излучением этого прибора и не доверяя ему. Около 16.50 «Дюк оф Йорк»
открыл по заранее освещённому осветительными снарядами немцу огонь с небольшой
дистанции. «Шарнхорст» почти сразу же лишился башен «Антон» и «Бруно» (последней
временно), но высокая скорость позволила бы ему оторваться и от «Дюка оф Йорк»,
однако через час что-то случилось с котлами «Шарнхорста», скорость упала до 8
узлов, оперативный ремонт позволил увеличить её только до 22, но судьба линкора
была уже решена. Благодаря внезапности «Дюк оф Йорк» отделался минимальными
повреждениями, «Шарнхорст» же, несмотря на мощное бронирование, потерял ход и
лишился большей части артиллерии, сделавшись уязвимым для эсминцев. Несколько
торпедных атак оказались удачными, как и стрельба «Дюка оф Йорк» с пистолетной
дистанции, наступила агония корабля, продолжавшаяся, однако, до 19.45, когда
«Шарнхорст» ушёл под воду. Из всего экипажа в 1,968 человек спаслись только 36
матросов — и ни одного офицера. 30 взял на борт Scorpion и 6 Matchless.
Позднее в этот вечер адмирал Брюс Фрэйзер (Bruce Fraser) собрал офицеров на борту Duke of York и сказал: "Джентльмены, битва с «Шарнхорстом» закончилась для нас победой. Я надеюсь, что любой из вас, кому когда-либо придется вести свой корабль в бой с намного сильнейшим противником, будет командовать своим кораблем так же доблестно, как сегодня командовали «Шарнхорстом».
3 октября 2000 затонувший Шарнхорст был обнаружен около 72.266667, 28.68333372°16′ с. ш. 28°41′ в. д. / 72.266667° с. ш. 28.683333° в. д. (G) (O), почти в 130 километрах(70 морских миль) на северо-северо-восток от Нордкапа и был сфотографирован на глубине около 300 метров норвежскими ВМС.
Капитаны
* KzS(Kapitän zur See) Отто
Цилиакс (Otto Ciliax) — 7 января 1939 — 23 сентября 1939
* KzS Kurt Caesar Hoffmann (Kurt Caesar Hoffmann) — 23
сентября 1939 — 31 марта 1942
* KzS / KAdm(Контр-адмирал) Friedrich Huffmeier (Friedrich
Huffmeier) — 31 марта 1942 — 13 октября 1943 (Повышен до контр-адмирала 1
октября 1943.)
* KzS Фриц Хинце (Fritz Hintze) — 13 октября 1943 — 26 декабря 1943 (погиб)
информация взята http://www.norge.ru/scharnhorst/
Модель в масштабе 1:350
На главную ... Вернуться в Стендовые модели