*** U.S.S. Aircraft Carrier Princeton CVL-23 ***
Легкие авианосцы типа "Independence" — 9 единиц
CVL-22 |
"Independence" |
NYSB |
1.5.1941 |
22.8.1942 |
1.1943 |
Исключен в 1946 |
CVL-23 |
"Princeton" |
NYSB |
2.6.1941 |
18.10.1942 |
2.1943 |
Погиб 24. 10.1944 |
CVL-24 |
"Belleau Wood" |
NYSB |
11.8.1941 |
6.12.1942 |
3.1943 |
В 1953 передан Франции |
CVL-25 |
"Cowpence" |
NYSB |
17.12.1941 |
17.1.1943 |
5.1943 |
Исключен в 1959 |
CVL-26 |
"Monterey" |
NYSB |
29.12.1941 |
28.2.1943 |
6.1943 |
Исключен в 1961 |
CVL-27 |
"Langley" |
NYSB |
11.4.1942 |
22.5.1943 |
8.1943 |
В 1951 передан Франции |
CVL-28 |
"Cabot" |
NYSB |
13.3.1942 |
4.4.1943 |
7.1943 |
В 1967 передан Испании |
CVL-29 |
"Bataan" |
NYSB |
31.8.1942 |
1.8.1943 |
11.1943 |
Исключен в 1959 |
CVL-30 |
"San Jacinto" |
NYSB |
26.10.1942 |
26.9.1943 |
12.1943 |
Исключен в 1970 |
10 662/14 751 (CVL-22), 11 900/15 200 (CVL-24) т; 182,9 (вл)/189,7х33,3 (21,8 вл)х7,4 м; 4 ТЗА, 4 ПК, 100000 л.с., 31,6 уз., 2633 т нефти, 13000(15) миль. Броня: пояс 127 мм (отсутствует на CVL-22 и CVL-23), траверзы 127 мм; палуба 51 мм. Эк. 1569 чел. 2x4 и 8 х 2 — 40-мм/56, 22 х 1 — 20-мм/70, 30 самолетов, 1 катапульта.
В 1942 г. для скорейшего пополнения флота авианосцами было принято решение достроить в этом качестве часть из находящихся на стапелях легких крейсеров типа "Cleveland". Это позволяло ввести в строй новые авианосцы уже в начале 1943 г., за год до ожидаемой готовности первых кораблей типа "Essex".
Базой для создания АВ типа "Independence" послужили легкие крейсера типа "Cleveland". Для обеспечения остойчивости корпус оснастили булями, что увеличило ширину корабля примерно на 1,5 м. Конструкция броневого пояса потребовала некоторых переделок; их сумели выполнить лишь на последних семи АВ серии (первые два бортовой брони вообще не получили). В остальном внутренняя "начинка" кораблей, включая РЭУ, осталась без изменений. Несмотря на рост водоизмещения, ширины и осадки, скорость уменьшилась незначительно. Так, "San Jacinto" на испытаниях при водоизмещении 14 220 т развил мощность 104 805 л.с. и ход 31,74 уз.
Полетная палуба имела размеры 169,2 х 22,3 м и была оснащена одной катапультой (в 1944 — 1945 гг. на всех АВ установили еще одну). Два самолетоподъемника (12,8 х 13,4 м) могли поднимать авиатехнику весом до 12,7 т. Размеры ангара (78,6 х 16,7 м, высота 5,3 м) были меньше, чем на эскортных авианосцах типа "Bogue" и "Casablanca", что предопределило главный недостаток проекта — малую численность авиагруппы. Запас авиабензина составлял 454 200 л.
Артиллерийское вооружение по проекту включало в себя две 127-мм/38 универсальные пушки, 8x2 40-мм и 16 х 1 20-мм автоматов. Однако после ходовых испытаний на "Independence" 127-мм орудия заменили двумя четырехствольными 40-мм "бофорсами", все последующие корабли изначально получили такое же вооружение. В ходе войны число зенитных автоматов постоянно менялось. Так, в 1945 г. на CVL-22, CVL-24 и CVL-29 имелось по 32 ствола (2x4 + 10x2 — 40-мм/56 и 4 20-мм/70). На CVL-25 — CVL-28 — от 28 до 34 (9 х 2 — 40-мм/56 и от 10 до 16 20-мм/70), на CVL-30 — 40 (9 х 2 40-мм/56 и 22 20-мм/70).
В целом АВ типа "Independence" оценивались как весьма удачные, но слишком "тесные" корабли. Их авиагруппа по численности была втрое меньше, чем у "Essex", а дальность плавания — вдвое. Кроме того, корабли типа "Essex" (для временной замены которых и предусматривался тип "Independence") строились гораздо быстрее, чем первоначально планировалось, и головной вступил в строй раньше, чем "Independence"!
"Princeton" 24.10.1944 тяжело поврежден в результате попадания 250-кг бомбы и последовавшего за этим пожара. Добит кораблями эскорта. "Independence" 20.11.1943 поврежден попаданием япон. авиаторпеды; ремонт до августа 1944 г. 1.7 и 25.7.1946 тяжело поврежден при испытаниях атомной бомбы у атолла Бикини. Потоплен при испытаниях новых образцов оружия 29.1.1951. "Belleau Wood" 30.10.1944 тяжело поврежден попаданием камикадзе; ремонт до января 1945 г.
После окончания войны три АВ этого типа переданы флотам других стран.
"Belleau Wood" и "Langley" в 1953 и 1951 гг. переданы Франции и переименованы в "Bois Belleau" и "Lafayette" соответственно. "Cabot" передан Испании в 1967 г. и переименован в "Dedalo".
Немного подробнее об Авианосце «Princeton»:
Авианосец «Princeton» принят
в состав флота в феврале 1943 г., ровно через месяц после головного корабля
«Индепенденс». В августе 1943 г. он пришел в Перл-Харбор и начал подготовку в
составе группы новых авианосцев «Эссекс» и «Иорктаун». Свой первый удар они
нанесли 1 сентября по острову Маркус. Спустя пять недель корабль и два его
аналога объединились для проведения успешного рейда на остров Уэйк.
В битве в заливе Лейте «Принстон» был участником оперативной группы 38.3,
действовавшей в составе главной быстрой авианосной группы.
Утром 24 октября 1944 одиночный бомбардировщик Йокосука D4Y Дзуди, вышедший из
облачного прикрытия сбросил две 250-кг (551 фунт) бомбы на полетную палубу
«Принстона». Бомбы пробили три палубы и взорвались, возник сильный пожар в
ангаре. Шесть снаряженных самолетов Эвенджер загорелись, их торпеды взорвались,
еще больше увеличив разрушения. В 10.10, примерно через полчаса после атаки,
другие корабли получили приказ встать рядом с авианосцем, чтобы принять с него
весь экипаж, кроме необходимых пожарных и аварийных команд.
Легкие крейсера «Бирменгем» и «Рено» встали у борта, откачивая воду и давая
энергию для помп, остальные корабли и их самолеты отражали японские атаки с
воздуха. В 14.45 казалось, что пожар потушен, но в 15.23 «Принстон» взорвался с
гигантским пламенем. Взрывная волна сбросила в воду людей с переполненных палуб
«Бирменгема», погибло 229 человек и 420 ранено, на авианосце погибло свыше 100
человек и 190 ранено. К удивлению, разорванный корпус «Принстона» не затонул, но
не подлежал восстановлению. В 16.00 весь оставшийся экипаж покинул авианосец, и
крейсер «Рено» получил приказ затопить его двумя торпедами, после того как
эсминец «Ирвин» промахнулся четырьмя.
Тактико-технические характеристики «Princeton» (CVL.23)
Тип: авианосец
Водоизмещение: 11 000 тонн (стандартное), 14 300 тонн (с полной загрузкой)
Размеры: длина 189,74 м (622 фута 6 дм); ширина 33,3 м (109 футов 3 дм) по
полетной палубе; осадка 7,92 м (26 футов)
Силовая установка: паровые турбины, привод на четыре вала, эффективной мощностью
74 600 кВт (100 000 л.с.)
Скорость: 31,5 узла
Броня: у ватерлинии 38-127 мм (1,5-5 дм); главная палуба 76 мм (3 дм); нижняя
палуба 51 мм (2 дм)
Вооружение (1943): 2 х 127-мм (5 дм) зенитных пушек, 2 счетверенных 40-мм
зенитных установок Бофорс, 9 спаренных 40-мм зенитных установок Бофорс, 12 x
20-мм зенитных установок
Самолетный парк (1943): 24 истребителя Грумман F4F Уайлдкэт и девять
торпедоносцев Грумман TBF Эвенджер
Экипаж: 1569 офицеров и рядовых
ВОТ МОДЕЛЬ В МАСШТАБЕ 1:350
На главную ... Вернуться в Стендовые модели