***  French navy Richelieu  ***

                             

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "RICHELIEU"

 

   Корпус линейного корабля «Richelieu» строился тремя секциями. 17 января 1939 года в сухом доке № 4 «Salou» военно-морской верфи «Arsenale de Brest» всплыла центральная часть корабля. Сразу после этого ее отбуксировали в док № 8 «Laninon», где началась состыковка носовой и кормовой секций. С началом войны работы на корабле были по возможности ускорены, и уже в начале апреля 1940 года на нем были проведены заводские испытания механизмов. А в середине месяца линкор вышел на предварительные ходовые испытания. Одновременно проводилась доводка артиллерии главного калибра и монтаж зенитной артиллерии. Уже 13 июня линкора совершил первые пробеги полным ходом и одновременно произвел испытательные выстрелы из орудий главного калибра и 100-мм зениток, а уже на следующий день, вернувшись на верфь, был вынужден впервые открыть зенитный огонь по появившимся над базой немецким самолетам. 

Ход войны складывался не в пользу Франции, и 15 июня Главный морской штаб приказал максимально загрузить линкоры «Richelieu» и «Jean Bart» необходимым для их достройки оборудованием и приготовится к выходу в моря в расчете на переход в английские базы. Однако поведение Англии в то время не вызывало доверия у французского правительства и 18 июня, когда на корабли в Бресте, и в том числе на «Richelieu», пришел приказ о выходе в море, конечный пункт был изменен на французскую колониальную базу Дакар в Западной Африке. Ночью линкор покинул базу в сопровождении эсминцев «Fougueux» и «Frondeur», которые позже сменил эсминец «Fleuret». 23 июня корабли прибыли в Дакар, где на нем продолжили наладку артиллерии и возможные достроечные работы. 

Неопределенность политической обстановки заставляла моряков настороженно относится как к своим бывшим противникам немцам, с которыми были заключено перемирие, так и к бывшим союзникам англичанам. И, как оказалось, это не было лишено оснований. 3 июля англичане предъявили ультиматум о разоружении всем вооруженным силам Франции, находящимся в Африке. Французы, не приняв ультиматум, отказались вступить переговоры. Рано утром 8 июля линкор неожиданно был атакован шестью британскими торпедоносцами «Swordfish» с авианосца «Hermes». Прямых попаданий не было, но неконтактный взрыв одной из торпед под кормой (всего 200 кг ТНТ; правый борт, район отсека Р) вызвал большие повреждения руля, гребных валов и конструкций корпуса. В корпусе образовалась громадная пробоина, был затоплен ряд помещений. Уход для ремонта в какие-либо базы был невозможен, так как скорость корабля ограничилась только 20 узлами, так же как и самостоятельный ремонт в условиях необорудованной базы. Линкор был переведен к набережной для использования в качестве батареи. 

23-25 сентября 1940 года «Richelieu» принял участие в отражении новой атаки англичан и союзных с ними «Морских сил Свободной Франции» (FNLF), в ходе которой отразил несколько атак самолетов с авианосца «Ark Royal» и провел перестрелку с британскими линкорами «Barham» и «Resolution». «Richelieu» добился попадания 380-мм снарядом в линкор «Barham», но и сам получил попадание таким же снарядом в среднюю часть корабля с незначительными повреждениями. Помимо этого в результате внутреннего взрыва вышли из строя два орудия башни II, причем правое внутреннее было оторвано взрывом. После повреждения «Resolution» торпедой с французской подлодки англичане прекратили атаку Дакара и ушли в Гибралтар. Сильно поврежденный линкор для англичан больше не представлял опасности, поэтому боевые действия против него вскоре были прекращены. 

Во время вторжения союзников в Африку линкор участия в боевых действиях не принимал, а после полной оккупации Франции немцами и самозатопления французского флота в Тулоне, как и многие другие оставшиеся на плаву французские корабли, «Richelieu» перешел в состав морских сил Свободной Франции. После этого французы получили возможность отремонтировать линкор и восстановить его боеспособность, что и было решено сделать в Соединенных Штатах. 30 января «Richelieu» в сопровождении крейсера «Montcalm» и четырех американских эсминцев ушел в Нью-Йорк, где с 15 февраля до августа 1943 года находился на достройке на верфи «New-York Navy Yard». При этом были выполнены следующие основные объемы работ:

 - ремонт тяжелых повреждений корпуса в кормовой оконечности и подкрепление ахтерштевня;

- ремонт и замена поврежденных гребных винтов, гребных валов и дейдвудов; ремонт и наладка части механизмов, в том числе главных турбин;

- удаление с корабля авиационного вооружения и оборудования, включая демонтаж самолетного ангара и катапульт;

- рассверливание стволов орудий главного калибра до 381 мм с целью использовать стандартные британские снаряды, а также замена двух поврежденных орудий в башне II аналогичными орудиями со стоявшего в Касабланке линкора «Jean Bart»;

-  замена легкого зенитного вооружения на 14 счетверенных установок «Bofors» 40-мм калибра, каждая из которых имела собственный зенитный дальномер и артиллерийский директор, а также 50 одноствольных 20-мм автоматов «Oerlikon»;

- удаление верхнего зенитного поста с фор-марсовой площадки мачты-надстройки;

- установка дополнительного радиолокационного оборудования американского производства. 

В сентябре-октябре 1943 года «Richelieu» прошел испытания в Чесапикском заливе, показав скорость 31,6 узла. В октябре линкор перешел в Мерс-эль-Кебир, а в ноябре ушел в Скапа-Флоу. 19 ноября он вошел в состав британского Флота метрополии (Home-Fleet), но только в начале следующего года ему довелось участвовать в боевых выходах. В этот период на линкоре было усилено зенитное вооружение - за счет удаления части 20-мм автоматов размещены 19 одноствольных 40-мм автоматов «Bofors». Одновременно добавлено радиолокационное оборудование британского производства. 

В марте 1944 года «Richelieu» был переведен в состав британского Восточного флота (Eastern Fleet) и перешел в Тринкомали. 19 апреля линкор принял участие в операции против Сабанга, 19 мая - в операции против Сурабайи, в июне - против Андаманских островов, а 25 июля вновь против Сабанга.

7 сентября «Richelieu» ушел во Францию и 19 сентября прибыл в Тулон. После различных учений и маневров, и непродолжительного ремонта в Гибралтаре, линкор вновь ушел на Восток и 15 марта вновь зачислен в состав британского Восточного флота. Принял участие в операциях против Суматры и Рангуна (середина апреля), Никобарских (30 апреля) и Андаманских островов (2 мая). 15-16 мая линкор участвовал в поиске японского крейсера «Haguro» у Андаманских островов. После кратковременно ремонта в Дурбане «Richelieu» в середине августа вернулся в Тринкомали. Во время операции против Сингапура 10 сентября на входе в Малакский пролив в 15 метрах от линкора взорвалась донная магнитная мина. Несмотря на то, что боевой заряд мины составлял всего 200-250 кг, корабль получил серьезное повреждение – в  отсеке, в районе орудийной башни 1 образовалась течь. Правда, боеспособности корабль не потерял. После падения Сингапура 12-16 сентября линкор вернулся в Тринкомали и в течение всего октября, а затем ноября-декабря принял участие в операциях у берегов Французского Индокитая и против Сайгона. Только 29 декабря линкор покинул Индокитай и вскоре ушел во Францию. 11 февраля 1946 года он прибыл в Тулон, а оттуда в марте перешел в Шербур. После докования в сухом доке «Richelieu» вновь вошел в состав французского флота и долгое время оставался флагманом Средиземноморского флота. 

В 1951-1952 годах «Richelieu» прошел длительный ремонт, произведенный военно-морской верфью в Бресте. Во время ремонта корабль получил некоторые более совершенные радиолокационные станции (включая различные радары американского и английского производства, а также французские станции управления огнем ГК типа DRBC-10A). Одновременно были произведены некоторые другие работы, изменено зенитное вооружение, отремонтированы механизмы. Во время испытаний линкор при водоизмещении 41900 тонн развил мощность 137.160 SHP и достиг скорости 30,38 узла. 

В 1956 году линкор переведен в резерв и в дальнейшем использовался в качестве учебного корабля, в 1965 году линкор был назначен к продаже на слом. После демонтажа оборудования и частичной разборки, 13 августа 1968 года он был отбуксирован в Специю, а 25 августа - в Геную для окончательной разборки на верфи «Cantieri Navali Santa Maria».

http://base13.glasnet.ru/text/rich/4a.htm  

 

 

 

 

 

 

На главную  ...  Вернуться в Стендовые модели

  

 

Hosted by uCoz