*** U.S.S. Aircraft Carrier Princeton CVL-23 ***

 

Легкие авианосцы типа "Independence" — 9 единиц

 

 

CVL-22

"Independence"

NYSB

1.5.1941

22.8.1942

1.1943

Исключен в 1946

CVL-23

"Princeton"

NYSB

2.6.1941

18.10.1942

2.1943

Погиб 24. 10.1944

CVL-24

"Belleau Wood"

NYSB

11.8.1941

6.12.1942

3.1943

В 1953 передан Франции

CVL-25

"Cowpence"

NYSB

17.12.1941

17.1.1943

5.1943

Исключен в 1959

CVL-26

"Monterey"

NYSB

29.12.1941

28.2.1943

6.1943

Исключен в 1961

CVL-27

"Langley"

NYSB

11.4.1942

22.5.1943

8.1943

В 1951 передан Франции

CVL-28

"Cabot"

NYSB

13.3.1942

4.4.1943

7.1943

В 1967 передан Испании

CVL-29

"Bataan"

NYSB

31.8.1942

1.8.1943

11.1943

Исключен в 1959

CVL-30

"San Jacinto"

NYSB

26.10.1942

26.9.1943

12.1943

Исключен в 1970

 

10 662/14 751 (CVL-22), 11 900/15 200 (CVL-24) т; 182,9 (вл)/189,7х33,3 (21,8 вл)х7,4 м; 4 ТЗА, 4 ПК, 100000 л.с., 31,6 уз., 2633 т нефти, 13000(15) миль. Броня: пояс 127 мм (отсутствует на CVL-22 и CVL-23), траверзы 127 мм; палуба 51 мм. Эк. 1569 чел. 2x4 и 8 х 2 — 40-мм/56, 22 х 1 — 20-мм/70, 30 самолетов, 1 катапульта.

 

В 1942 г. для скорейшего пополнения флота авианосца­ми было принято решение достроить в этом качестве часть из находящихся на ста­пелях легких крейсеров типа "Cleveland". Это позволяло ввес­ти в строй новые авианосцы уже в начале 1943 г., за год до ожи­даемой готовности первых кораблей типа "Essex".

Базой для создания АВ типа "Independence" послужили лег­кие крейсера типа "Cleveland". Для обеспечения остойчивости корпус оснастили булями, что увеличило ширину корабля при­мерно на 1,5 м. Конструкция броневого пояса потребовала некоторых переделок; их сумели выполнить лишь на последних семи АВ серии (первые два бортовой брони вообще не по­лучили). В остальном внутренняя "начинка" кораблей, включая РЭУ, осталась без изме­нений. Несмотря на рост водоизмещения, ширины и осадки, скорость уменьшилась не­значительно. Так, "San Jacinto" на испытаниях при водоизмещении 14 220 т развил мощность 104 805 л.с. и ход 31,74 уз.

Полетная палуба имела размеры 169,2 х 22,3 м и была оснащена одной катапультой (в 1944 — 1945 гг. на всех АВ установили еще одну). Два самолетоподъемника (12,8 х 13,4 м) могли поднимать авиатехнику весом до 12,7 т. Размеры ангара (78,6 х 16,7 м, высота 5,3 м) были меньше, чем на эскортных авианосцах типа "Bogue" и "Casablanca", что предопределило главный недостаток проек­та — малую численность авиагруппы. Запас авиабензина составлял 454 200 л.

Артиллерийское вооружение по проекту включало в себя две 127-мм/38 универсаль­ные пушки, 8x2 40-мм и 16 х 1 20-мм авто­матов. Однако после ходовых испытаний на "Independence" 127-мм орудия заменили дву­мя четырехствольными 40-мм "бофорсами", все последующие корабли изначально получи­ли такое же вооружение. В ходе войны число зенитных автоматов постоянно менялось. Так, в 1945 г. на CVL-22, CVL-24 и CVL-29 имелось по 32 ствола (2x4 + 10x2 — 40-мм/56 и 4 20-мм/70). На CVL-25 — CVL-28 — от 28 до 34 (9 х 2 — 40-мм/56 и от 10 до 16 20-мм/70), на CVL-30 — 40 (9 х 2 40-мм/56 и 22 20-мм/70).

В целом АВ типа "Independence" оценива­лись как весьма удачные, но слишком "тесные" корабли. Их авиагруппа по численности была втрое меньше, чем у "Essex", а дальность пла­вания — вдвое. Кроме того, корабли типа "Essex" (для временной замены которых и пре­дусматривался тип "Independence") строились гораздо быстрее, чем первоначально планиро­валось, и головной вступил в строй раньше, чем "Independence"!

"Princeton" 24.10.1944 тяжело поврежден в результате попадания 250-кг бомбы и последо­вавшего за этим пожара. Добит кораблями эскорта. "Independence" 20.11.1943 поврежден попаданием япон. авиаторпеды; ремонт до ав­густа 1944 г. 1.7 и 25.7.1946 тяжело поврежден при испытаниях атомной бомбы у атолла Бики­ни. Потоплен при испытаниях новых образцов оружия 29.1.1951. "Belleau Wood" 30.10.1944 тяжело поврежден попаданием камикадзе; ре­монт до января 1945 г.

После окончания войны три АВ этого типа пе­реданы флотам других стран.

"Belleau Wood" и "Langley" в 1953 и 1951 гг. переданы Франции и переименованы в "Bois Belleau" и "Lafayette" соответственно. "Cabot" передан Испании в 1967 г. и переименован в "Dedalo".

Немного подробнее об Авианосце «Princeton»:

 Авианосец «Princeton» принят в состав флота в феврале 1943 г., ровно через месяц после головного корабля «Индепенденс». В августе 1943 г. он пришел в Перл-Харбор и начал подготовку в составе группы новых авианосцев «Эссекс» и «Иорктаун». Свой первый удар они нанесли 1 сентября по острову Маркус. Спустя пять недель корабль и два его аналога объединились для проведения успешного рейда на остров Уэйк.

В битве в заливе Лейте «Принстон» был участником оперативной группы 38.3, действовавшей в составе главной быстрой авианосной группы.

Утром 24 октября 1944 одиночный бомбардировщик Йокосука D4Y Дзуди, вышедший из облачного прикрытия сбросил две 250-кг (551 фунт) бомбы на полетную палубу «Принстона». Бомбы пробили три палубы и взорвались, возник сильный пожар в ангаре. Шесть снаряженных самолетов Эвенджер загорелись, их торпеды взорвались, еще больше увеличив разрушения. В 10.10, примерно через полчаса после атаки, другие корабли получили приказ встать рядом с авианосцем, чтобы принять с него весь экипаж, кроме необходимых пожарных и аварийных команд.

Легкие крейсера «Бирменгем» и «Рено» встали у борта, откачивая воду и давая энергию для помп, остальные корабли и их самолеты отражали японские атаки с воздуха. В 14.45 казалось, что пожар потушен, но в 15.23 «Принстон» взорвался с гигантским пламенем. Взрывная волна сбросила в воду людей с переполненных палуб «Бирменгема», погибло 229 человек и 420 ранено, на авианосце погибло свыше 100 человек и 190 ранено. К удивлению, разорванный корпус «Принстона» не затонул, но не подлежал восстановлению. В 16.00 весь оставшийся экипаж покинул авианосец, и крейсер «Рено» получил приказ затопить его двумя торпедами, после того как эсминец «Ирвин» промахнулся четырьмя.

Тактико-технические характеристики «Princeton» (CVL.23)
Тип: авианосец
Водоизмещение: 11 000 тонн (стандартное), 14 300 тонн (с полной загрузкой)
Размеры: длина 189,74 м (622 фута 6 дм); ширина 33,3 м (109 футов 3 дм) по полетной палубе; осадка 7,92 м (26 футов)
Силовая установка: паровые турбины, привод на четыре вала, эффективной мощностью 74 600 кВт (100 000 л.с.)
Скорость: 31,5 узла
Броня: у ватерлинии 38-127 мм (1,5-5 дм); главная палуба 76 мм (3 дм); нижняя палуба 51 мм (2 дм)
Вооружение (1943): 2 х 127-мм (5 дм) зенитных пушек, 2 счетверенных 40-мм зенитных установок Бофорс, 9 спаренных 40-мм зенитных установок Бофорс, 12 x 20-мм зенитных установок
Самолетный парк (1943): 24 истребителя Грумман F4F Уайлдкэт и девять торпедоносцев Грумман TBF Эвенджер
Экипаж: 1569 офицеров и рядовых

 

ВОТ МОДЕЛЬ В МАСШТАБЕ 1:350

 

 

 

 

На главную  ...  Вернуться в Стендовые модели